Вот и пролетел первый год жизни вашего малыша. Он был полон сюрпризов, тревог и забот. На ваших глазах ваш малыш рос и развивался, учился самым элементарным навыкам. Из беспомощного новорожденного младенца он превратился во вполне самостоятельного человечка. Теперь ваш ребёнок может очень многое. И хотя каждый малыш индивидуален и развивается по своей особой программе, есть определённые критерии, основанные на врачебной и педагогической практике, которым годовалый ребёнок должен соответствовать.
Физическое развитие
В первый год жизни ребёнок очень активно растёт и развивается. За 12 месяцев его вес увеличивается как минимум в 3-3,5 раза, существенно возрастает его физическая активность. К первому дню рождения движения малыша становятся более уверенными, быстрыми и координированными.
Так, годовалый ребёнок должен уметь:
- уверенно сидеть на детском стуле;
- хорошо и быстро ползать;
- преодолевать на четвереньках несколько ступенек лестницы, независимо, вверх или вниз;
- используя подставки, уверенно залезать на невысокие предметы, мебель;
- вставать на ножки без посторонней помощи;
- уверенно стоять на ножках;
- уметь пятиться задом;
- переходить от ползания к ходьбе.
Многие детки к этому времени уже сделали свои первые самостоятельные шаги, а некоторые даже начали уверенно ходить без поддержки, бегать и даже шагать по лестнице с вашей поддержкой. Однако если этого не случилось, не стоит торопить ребёнка и заставлять его много ходить, держась за вашу руку. От таких чрезмерных тренировок у малыша может развиться искривление голеней.
В этот период ребёнок становится очень любознательным. Он любит путешествовать по дому любыми доступными способами – пешком или на четвереньках, открывать дверцы всех доступных ему шкафов и тумбочек, вытаскивая любые обнаруженные в них предметы.
к оглавлению ^Умственное развитие
Активно идёт и процесс умственного развития ребёнка. К годовалому возрасту малыш имеет определённый запас слов, которые он понимает и с удовольствием произносит.
В этом возрасте ребёнок должен:
- знать, как его зовут;
- знать имена членов семьи;
- знать названия окружающих его предметов, в том числе игрушек, предметов мебели и одежды;
- знать и без ошибок показывать части тела и лица;
- понимать значение слова «нельзя»;
- реагировать на простые просьбы (например, дать определённую игрушку, взять ложку или бросить мяч);
- уметь прощаться (махать ручкой);
- уметь собирать простую пирамидку;
- пытаться рисовать.
К этому возрасту многие дети начинают говорить. В норме годовалый ребёнок умеет произносить не менее десятка облегчённых и имитирующих слов. Например: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «ля-ля», «би-би», «ав-ав». Но если малыш не спешит радовать вас своей речью, не расстраивайтесь, многие дети начинают говорить к полутора-двум годам.
Интересно, что к истечению первого года жизни у ребёнка закладывается чувство ритма и способность воспринимать простые мелодии. Используйте эту возможность для его умственного и эстетического развития, давая ребёнку возможность слушать хорошие детские песни.
к оглавлению ^Психическое развитие
Возможно, вы удивитесь тому, насколько за один год ваш ребёнок развился психически. Поверьте, годовалый малыш понимает уже многое, причём не только о себе самом, но и о вас, и об окружающем его мире.
Он хорошо различает знакомые и незнакомые лица людей и их голоса, соответственно реагируя на них – радостно или настороженно. К этому возрасту ребёнок способен очень чутко улавливать любую интонацию речи взрослых, их настроение.
Значительно усложняется эмоциональная сфера малыша. Он способен плакать, сочувствуя обиженному и плачущему ребёнку, да и сам способен разрыдаться от обиды, а не только от физического дискомфорта, как это было раньше.
Годовалый ребёнок умеет выражать свои эмоции и чувства (как позитивные, так и негативные), у него есть свои нелюбимые и любимые занятия. Годовалый малыш может сердиться и всем своим видом демонстрировать недовольство, если его насильно заставляют делать то, что он не хочет.
к оглавлению ^Навыки самообслуживания
К своему первому дню рождения ребёнок начинает проявлять определённую самостоятельность. Он пытается сам брать в руки чашку, пить из неё, а затем ставить её на стол, самостоятельно кушать ложкой. Ребенок внимательно наблюдает за окружающими и пытается имитировать их действия. Он овладевает азами элементарных гигиенических навыков, таких как:
- умывание лица;
- мытьё рук;
- пользование носовым платком;
- расчёсывание волос.
К этому возрасту ребёнок должен знать, что носки надевают на ножки, рукавички – на руки, а шапку – на голову. Он активно помогает взрослому во время одевания: сам ставит свою ножку в обувь, просовывает руку в рукав. Важным навыком самообслуживания малыша, который необходимо развивать уже в таком возрасте, является стремление к чистоте. Превратите в весёлую игру складывание игрушек или карандашей, уборку порванных листов бумаги или другого мусора после развлечений или занятий. Годовалый ребёнок с удовольствием поднимет с поверхности небольшой предмет кончиками своих пальчиков – большого и указательного. К тому же годовалые дети очень любят складывать и выкладывать различные предметы, особенно из коробочек, закрывающихся крышками.
Отдельного внимания заслуживает и такой навык малыша, как умение проситься на горшок. Его развитие требует терпения от родителей, но поверьте, ваш ребёнок уже готов отказаться от комфортных памперсов и приучиться к горшку.
Помните, что годовалый малыш как губка впитывает всё то, что он видит вокруг себя, и от вас зависит то, каким он вырастет и как будет развиваться.