Первый месяц жизни новорожденного малыша, пожалуй, самый важный и ответственный период и для его родителей, и для него самого, ведь всего за несколько недель он должен был адаптироваться к реальному миру после жизни в утробе матери – перестраивалась его система кровообращения, активизировались иммунная, эндокринная и пищеварительная системы, заработали почки. Началось физическое, умственное и психическое развитие младенца, и очень важно, чтобы ребёночек развивался правильно.
Физическое развитие
В первый месяц жизни младенец растёт как в известной поговорке – не по дням, а буквально по часам. За этот период примерно на 3 см увеличивается его рост, а вес – приблизительно на 600 грамм. Большую часть суток младенец проводит во сне (17-20 часов).
По мнению специалистов, месячный ребёнок должен уметь:
- поворачивать головку в сторону, лёжа на плоской поверхности на животике;
- пытаться приподнимать головку в положении лёжа;
- удерживать головку в положении лёжа в течение нескольких секунд;
- фиксировать взгляд на неподвижном и на плавно движущемся предмете (на расстоянии 20-30 см);
- реагировать на резкие звуки;
- прислушиваться к тихим звукам;
- пытаться улыбаться;
- различать яркие и контрастные цвета и узоры;
- узнавать мамин голос, прикосновение её рук.
В этом возрасте важно развитие мышц новорожденного, ощущение ним собственного тела, поэтому важным фактором его физического развития является свобода движений и тактильный контакт с мамой. Как можно чаще прикасайтесь к ребёнку, гладьте его, двигайте его ручками и ножками – это поможет правильному и полноценному развитию младенца.
Умственное развитие
Уже в месячном возрасте малыш делает попытки общаться окружающими его взрослыми, подражая их речи. В норме в возрасте 1 месяца ребёнок должен:
- издавать простые звуки – «гулить»;
- следить за мимикой родителей и шевелить губами, подражая их движениям;
- реагировать на общение;
- совершать микродвижения и издавать простые звуки в такт речи разговаривающего с ним человека;
- во время бодрствования издавать простые звуки, беседуя с самим собой.
Беспокойство родителей одномесячного младенца должны вызвать его молчание перед кормлением и проблемы с сосанием, т.к. в будущем это может привести к дизартрии – нарушению произношения.
Чтобы этого избежать, необходимо стимулировать развитие речи новорожденного.
Для этого нужно:
- чаще общаться с ребёнком, разговаривать с ним ласковым спокойным голосом, иногда подражая его младенческим звукам;
- включать ребёнку музыку, особенно классическую, чередуя спокойные и оживлённые мелодии;
- напевать ребёнку различные вокальные мелодии;
- если не получается часто общаться – включать аудиозаписи своей речи.
Эмоциональное развитие
В возрасте 1 месяца у младенца существует лишь два способа выражения своего настроения – это плач и улыбка. Если ребёнку хорошо, он сыт и доволен, на его личике непроизвольно появляется улыбка. Это ещё не осознанная, физиологическая улыбка, которая может появляться после кормления, купания или во сне. Однако если вы будете часто улыбаться своему чаду, к концу своего первого месяца жизни, возможно, ваш малыш порадует вас и осознанной трогательной улыбкой.
Если же ребёнок испытывает дискомфорт – ему холодно, больно или он голоден – он начинать плакать. В данный момент это единственный способ сообщить взрослым о своём недовольстве. Также плачем малыш может реагировать на эмоциональное состояние мамы – раздражённое и недовольное.
Новорожденному важно чувствовать присутствие и спокойное состояние своей мамы, ощущать её запах, слышать её голос и даже сердцебиение – самый родной и приятный звук, который он слышал в течение всего периода внутриутробной жизни.
Психологическое развитие
Психологическое развитие младенца в этот период основано, прежде всего, на безусловных рефлексах – так называемых рефлексах новорожденного. Именно их наличие свидетельствует о психологической полноценности малыша.
Сосательный рефлекс. Ребёнок должен совершать ритмичные сосательные движения, как только вы проводите пальчиком около его рта или подносите к его губам грудь или соску-пустышку. Это главный рефлекс новорожденного, обеспечивающий ему питание.
Хоботковый рефлекс. Ребёнок должен слегка выпятить губки, имитируя «хоботок» при лёгком и отрывистом касании его губ. Этот рефлекс, так же, как и сосательный, связан с процессом питания. Обычно угасает к третьему месяцу жизни.
Поисковый рефлекс. При касании щёчки младенец должен повернуть головку в сторону раздражителя – это рефлекс поиска питания.
Хватательный рефлекс. Если погладить ладошку ребёнка или прикоснуться к ней – он должен сжать ладошку, таким образом схватив ваш палец. Этот рефлекс «работает» примерно до пятого месяца жизни малыша, после чего ему на смену приходят осознанные хватательные движения.
Защитный рефлекс. Если ребёнка положить на животик, он должен повернуть головку в сторону, чтобы не задохнуться.
Рефлекс опоры и ходьбы. Если взять малыша под ручки и «поставить» его так, чтобы он слегка касался ножками ровной поверхности – младенец должен тут же выпрямить ножки и попытаться «встать» (естественно, с вашей помощью, ведь самостоятельно он сможет это сделать только в 8-12 месяцев). Если в таком положении наклонить ребёнка немного вперед, сместив центр тяжести, он должен начать передвигать ножками, как бы имитируя ходьбу.
Рефлекс ползания Бауэра. Ребёнок должен совершать движения, имитирующие ползание, если его положить на живот и слегка надавить на стопы. Это ещё один безусловный рефлекс, связанный с движением новорожденного.
Рефлекс Мора. Ребёнок должен разводить и сводить ручки и ножки при внезапном и громком звуке. Однако если этот рефлекс возникает спонтанно и часто даже при незначительных звуках, скорее всего, ребёнок страдает повышенной возбудимостью.
Уже к концу первого месяца у малыша наряду с безусловными начинают формироваться и условные рефлексы, что свидетельствует о его готовности к обучению. Однако он всё ещё не освоился в окружающем его мире и абсолютно беспомощен. Малыш требует постоянной заботы, общения и присутствия родителей. Именно присутствие мамы даёт ему чувство покоя и безопасности.