6 месяцев – значимая дата в жизни ребёнка, важный рубеж, достигнув которого он начинает новый этап своего развития. Теперь это уже не беспомощный новорожденный младенец, а окрепший карапуз, изо всех сил старающийся скопировать поведение и речь окружающих его взрослых.
Чему же научился ребёнок за первые полгода своей жизни, и какими навыками должен обладать в этом возрасте?
Физическое развитие
Основные показатели физического развития ребёнка, такие как его рост, вес и объёмы головки и грудной клетки, продолжают увеличиваться с каждым месяцем, хотя уже и не так быстро, как ранее. Так, за шестой месяц жизни малыш в норме должен набрать около 600-650 грамм и весить к полугоду от 7100 до 7500 грамм.
Рост младенца за этот период увеличивается приблизительно на 2 см и составляет в среднем от 65 до 67 см.
Окружность головы шестимесячного ребёнка в норме колеблется в пределах 42-44 см, а окружность грудной клетки от 44 до 46 см.
К этому времени, возможно, ребёнок даже имеет один или два зубика (нижних резца).
Совершенствуются и двигательные навыки малыша. Так, главным его достижением в этом возрасте является умение самостоятельно сидеть без поддержки и опоры, хотя и недолго. Теперь при желании вы можете купать своего малыша уже не в специальной маленькой детской ванночке, а в обычной взрослой ванне. Естественно, тщательным образом подготовив её к такой важной процедуре.
Многие педиатры советуют проводить совместные купания родителей с ребёнком в большой ванне. Это помогает малышу быстрее адаптироваться к новой процедуре и способствует укреплению его связи с родителями. К тому же такое совместное купание можно превратить в забавную игру, которая понравится и вам, и вашему чаду.
Шестимесячный ребёнок в норме должен:
- уметь переворачиваться со спинки и с животика на бочок (в обе стороны) и обратно;
- уверенно сидеть на руках у взрослого или на высоком стульчике, ровно держа головку;
- поворачиваться во все стороны;
- пытаться самостоятельно садиться, перевернувшись на бочок и опираясь на ручку;
- наклоняться во всех направлениях;
- лёжа на спинке, тянуть свои ножки в ротик;
- кушать из ложечки;
- пытаться вставать из положения сидя, подтягиваясь на ручках или держась за опору;
- пытаться стоять с опорой;
- вставать на четвереньки и понемногу раскачиваться в таком положении;
- пытаться ползать на четвереньках или на животике (иногда задом).
Будьте внимательны: шестимесячный ребёнок при поддержке его под мышками делает попытки переступать с ножки на ножку, готовясь через несколько месяцев пойти самостоятельно. Однако не спешите ставить малыша на ножки, это совсем не полезно для его неокрепших мышц и костей. Помните, всему своё время.
А вот мелкую моторику мышц развивать можно и даже нужно. Для этого необходимо давать ребёнку различные игрушки, которые он может захватить ручками, но не может проглотить, в том числе различные погремушки, пирамидки (но только без стержня), мягкие игрушки и мягкие кубики. Кроме того, можно стимулировать моторику маленьких ручек младенца, давая ему еду – шестимесячный малыш уже способен держать бутылочку самостоятельно, да и еда ручками доставляет ему немалое удовольствие.
В этот период движения маленьких ручек младенца становятся всё более скоординированными. Он может схватить понравившийся ему предмет из любого положения (как лёжа, так и сидя). Кроме того, шестимесячный ребёнок способен держать в своих ручках уже не один, а сразу два предмета, постукивать ими друг о друга или об пол.
К этому времени период бодрствования малыша увеличивается. Теперь он спит от восьми до десяти часов ночью и дважды днём (примерно по два часа). Всё остальное время ребёнок бодрствует, так что у него появляется ещё больше времени на развитие и совершенствование своих навыков.
Умственное развитие
Самое главное интеллектуальное достижение шестимесячного малыша – это переход от гуления к лепету, в котором почти отчётливо можно различить некоторые слоги, похожие на «па», «ма», «ба», так что иногда родители с радостью и восторгом могут услышать от своего полугодовалого младенца первые слова: «папа», «мама», «баба». Правда, до осознанной речи малыша ещё очень далеко, но в возрасте шести месяцев он делает серьёзные шаги на этом пути.
Шестимесячный ребёнок должен:
- узнавать мамины и папины голоса, даже если они доносятся из другой комнаты;
- хорошо знать своё имя и соответственно реагировать на него;
- понимать значение вопроса «Где?» и находить взглядом знакомые предметы, которые находятся на постоянном месте;
- различать знакомые игрушки по внешним признакам и по звуку;
- сосредоточенно и терпеливо изучать игрушки и производить с ними всё новые и новые действия: бросать (это самое любимое занятие младенцев), стучать, трясти и т.д.;
- искать исчезнувший из его поля зрения предмет;
- перекладывать игрушки из одной ёмкости в другую, из большей ёмкости – в меньшую и в обратном порядке.
Эмоциональное и социальное развитие
В возрасте шести месяцев ребёнок активно продолжает изучать мир, совершенствуется его эмоциональное и социальное развитие. Он уже начинает узнавать и признавать и людей, и вещи, которые его окружают, и отдавать им свои предпочтения. Шестимесячный ребёнок зачастую чувствует себя комфортно и спокойно со знакомыми ему людьми: папой, бабушкой, дедушкой и, конечно, с мамой, а также со своими любимыми игрушками. А вот новые вещи, а особенно новые люди могут вызывать у младенца первые признаки страха.
В этом возрасте совершенствуется социальная адаптация малыша. Так, в норме шестимесячный ребёнок должен:
- реагировать на тон голоса взрослого и понимать значение слова «нет»;
- копировать мимику окружающих людей;
- экспериментировать с высотой и силой своего голоса и различных звуков, которые он издаёт, запоминая реакцию на них взрослых
- различать близких чужих и людей;
- выражать своё настроение различными звуками, мимикой и «языком тела» (махать ручками, опускать глазки, громко кричать, смеяться, кряхтеть или ворчать в зависимости от ситуации);
- исследовать новые предметы на ощупь и на вкус – ручками и ротиком;
- узнавать своё отражение в зеркале;
- изучать собственное тело.
Увлечённый изучением окружающего мира, шестимесячный ребёнок способен самостоятельно занимать себя в течение получаса, однако он по-прежнему предпочитает одиночеству общение с взрослыми и особенно с мамой. Не отказывайте ему в этом, ведь время – главное, что вы можете дать своему подрастающему чаду.
Конечно, каждый ребёнок неповторим и развивается по своему определённому графику. Возможно, он и не может пока ещё сделать всё из выше перечисленного. Не беспокойтесь по этому поводу.
Но если ваш шестимесячный малыш не способен дотянуться до лежащей рядом понравившейся игрушки, не может взять её в ручку, абсолютно не реагирует ни на какие звуки и никогда не просится к вам на руки – обязательно проконсультируйтесь со специалистом.
Возможно, вам посоветуют специальные развивающие упражнения для вашего любимого чада.