В момент, когда ребёнку исполняется 4 месяца, родители с облегчением понимают: самый трудный период уже позади. К этому времени малыш становится более активным, потешным и менее беспомощным, а родители начинают получать настоящее удовольствие от общения с крохой. Малыша меньше беспокоит животик. Увеличивается время его активного бодрствования днём, налаживается режим сна ночью. Ребёночек по-прежнему быстро и активно развивается, каждый день удивляя родителей своими новыми достижениями и навыками.
Физическое развитие
В первый год жизни младенца основным показателем его нормального развития является определённая прибавка массы тела. Так, в возрасте четырёх месяцев нормальной принято считать прибавку в весе от 20 до 25 г в день, соответственно, от 600 до 750 г в месяц, так что к четырём месяцам младенец весит от 5,9 до 6,8 кг. При этом рост малыша за четвёртый месяц его жизни увеличивается в норме на 2-2,5 см, и составляет к этому возрасту 59-64 см. Объём головки за четвёртый месяц жизни у малышей увеличивается приблизительно на 1 см и составляет в среднем 40-42 см. Хорошо, если объём грудной клетки четырёхмесячного малыша совпадает с объёмом его головки или даже слегка превышает его и составляет 40-43 см.
Важным фактором физического развития ребёнка в 4 месяца, который не останется незамеченным, является исчезновение младенческого пушка на его головке и постепенная замена его настоящими волосиками. Постепенно в этом возрасте меняется и цвет глаз ребёночка. Если до четырёх месяцев практически все младенцы голубоглазые, то после достижения ними четырёхмесячного возраста цвет глаз меняется у каждого малыша индивидуально, в зависимости от цвета глаз его родителей.
Не менее важными показателями нормального развития четырёхмесячного младенца являются его двигательные навыки.
Так, в норме ребёнок в 4 месяца должен:
- лёжа на животике приподнимать головку на 90° и уверенно удерживать её в таком положении, опираясь на плечики и ручки;
- поворачивать головку в стороны в положении лёжа на спине и на животике;
- лёжа на животике, пытаться дотянуться ручкой до игрушки, опираясь на предплечья и приподнимая грудную клетку;
- в вертикальном положении переносить часть своего веса на ножки;
- лёжа на спинке, поднимать головку и слегка подтягивать к груди подбородок;
- пытаться перевернуться с животика на бочок;
- переносить игрушку или погремушку, захватывая её ручкой и следить глазками за её движением;
- тянуть к себе небольшие предметы двумя ручками;
- сгибать и разгибать ножки, как бы приплясывая, касаясь стопами жёсткой поверхности;
- периодически распрямлять и сгибать колени в состоянии покоя;
- фокусироваться на предмете, который перемещается перед его лицом в диапазоне 180° в разных направлениях (вверх, вниз, влево, вправо) и провожать взглядом;
- переводить взгляд от одного предмета к другому;
- изучать свои ручки, сжимать и разжимать пальчики;
- охотно купаться;
- пытаться «плавать» на животике во время купания.
Несомненно, для четырёхмесячного малыша важны физические упражнения и занятия, однако родители должны оставаться очень внимательными к особенностям развития младенца и не перегружать его лишними движениями. Так, несмотря на то, что ребёнок в этом возрасте делает попытки сидеть, долго оставлять его в таком положении не рекомендуется. Можно лишь ненадолго присаживать ребёночка в положении полусидя, т.к. мышцы его спинки ещё недостаточно развиты.
Умственное развитие
Четырёхмесячный ребёнок активно изучает окружающий мир, его умственное развитие происходит в быстром темпе.
Так, в 4 месяца ребёнок должен:
- проявлять интерес к незнакомым предметам, сосредоточивая своё внимание на связанных с ними действиях;
- протягивать ручку и самостоятельно брать заинтересовавшую его игрушку, не дожидаясь, пока её дадут;
- узнавать знакомые игрушки;
- заниматься одной игрушкой в течение нескольких (3-4) минут;
- ориентироваться в знакомой комнате, знать местонахождение в ней основных предметов;
- имитировать речь и звуки, которые он слышит;
- пытаться «лепетать», издавая звуки «га», «гу», «е», «и», «а».
- реагировать гулением с элементами лепета, улыбкой или смехом на обращение к нему;
- стремиться к общению и провоцировать на диалог взрослого;
- внимательно слушать обращённую к нему речь;
- по-разному реагировать на различные звуки и шумы;
- доступными ему способами проситься на руки;
- узнавать маму и глазками искать её в ответ на вопрос «Где твоя мама?»;
- постукивать одной игрушкой о другую;
- проявлять заинтересованность к определённому объекту и сосредотачивать на нём своё внимание.
В этот период ребёночек начинает с удовольствием лепетать и получать удовольствие от собственного голоса. Он любит слушать музыку и звуки речи. С интересом рассматривает окружающий мир во время прогулок. Интересно, что по определённым звукам четырёхмесячный ребёночек может понять, что его ждёт, например, по всплеску водички он догадывается о предстоящем купании.
Эмоциональное и социальное развитие
В возрасте четырёх месяцев ребёнок становится всё более эмоциональным и социально адаптированным. Его реакция на действительность становится всё более осмысленной. Он чутко реагирует на настроение и эмоциональное состояние мамы и может даже заплакать в ответ на повышенный тон или негативную эмоцию. В тоже время весёлая и спокойная музыка вызывает у ребёночка положительные эмоции, которые он выражает гулением и улыбкой. Такое же эмоциональное состояние вызывает у младенца спокойное и доброжелательное общение с взрослыми, особенно с мамочкой. Активно реагирует ребёнок и на другие приятные ему действия: купание, кормление, прогулки, путешествия у мамы на ручках и даже переодевание в чистую и сухую одежду. В особо приятные для него моменты малыш способен разразиться весёлым заразительным смехом.
В то же время он способен выразить звуками или плачем несогласие с какими-то действиями, которые с ним производят.