Женская жизнь
Главная » Дом » Дети » Советы, как можно научить ребенка читать быстро и правильно

Советы, как можно научить ребенка читать быстро и правильно

Чтение традиционно считается еще дошкольным навыком, хотя ни один учитель не упрекнет первоклассника за неумение читать. Методика обучения чтению предполагает работу в несколько этапов, они должны быть последовательны. Можно выбрать одну из авторских технологий или следовать классическому сценарию.


Содержание:

Когда начинать обучение

Точный возраст начала обучения чтению не определяется – универсального рецепта здесь быть не может. Готовность ребенка к новому навыку выражается в том, что малыш хорошо разговаривает, у него нет серьезных логопедических проблем, он усидчив и внимателен.

Некоторые родители подгоняют события, вынуждая трехлетнего малыша корпеть над азбукой. Но у среднестатистического ребенка в этом возрасте еще нет необходимого словарного запаса. Получается, что паре «учитель-ученик» (а в данном случае это родитель и ребенок) приходится выполнять двойную работу. Слово читается, выясняется его значение, ребенок отвлекается и теряет интерес к происходящему.

Потому так важен уровень развития – большинство слов из азбуки или букваря должны быть понятны ребенку. Специалисты в области дошкольного образования советуют ранее 4 лет не нагружать ребенка занятиями не по возрасту. Уровень развития малыша — более весомый аргумент, нежели желание мамы скорее похвалиться тем, что ее ребенок уже читает.

к оглавлению ^

С чего начать



Навык чтения будет успешно освоен, если четко пройден подготовительный этап. Грамотно построенная подготовка – неотъемлемое звено процесса обучения чтению. Поэтому предварительно стоит освоить упражнения на развитие фонематического слуха, зрительного синтеза и анализа, развить артикуляцию, расширить словарный запас ребенка.

Нужно постепенно знакомить ребенка с буквами, давать несложные задания – подобрать слова на выбранную букву, найти букву в вывеске магазина, искать первую и последнюю букву в слове. Пересказ прочитанного, рассказ по картинке, ответы на вопросы после картинки – этого достаточно, чтобы подготовить ребенка к более сложному для него этапу, слоговому чтению.

к оглавлению ^

Чтение по слогам

Важный момент – ребенок должен произносить звуки, а не буквы. Не «эн», а «нэ», не «ча», а «че». Ребенок, который слышит звук, не должен путаться: названия букв ему пока знать не нужно. Нельзя требовать от него знания алфавита, потом придется переучивать.

Особенности обучения слоговому чтению:

  • начинать с формирования слога из двух гласных – АУ, ОУ, ребенок на легких примерах должен понять принцип образования слога;
  • каждый этап отрабатывается (ребенок научился присоединять гласную к гласной – закрепить знание, не переходить к новому материалу без отработки изученного);



  • далее соединяются простые слоги согласная + гласная – БА, МУ, ВО (удобно работать с буквами на магнитах);
  • следующий этап – шипящая согласная + гласная ЖУ, ЧА, ЩУ (но нельзя привлекать эти буквы к изучению слогов на втором этапе, даются они ребенку сложнее);
  • изучаются закрытые слоги – гласная + согласная АМ, ЕР, ОТ.

Можно предложить ребенку пропеть слоги. Пропевая, он чувствует состав слога, учится произносить буквы слитно. После отработки открытых и закрытых слогов, стоит предложить ребенку читать слова из трех букв: СОМ, КОТ, РОТ.

Чтобы дело шло лучше, ребенка учат читать в игровой форме – как это сделать, родители решают сами, вариантов много. Буквы могут «ходить друг к другу в гости», «держаться за ручки». Можно использовать магнитную доску для букв, заниматься по азбуке, или работать с вырезанными слоговыми карточками. Часто родители добавляют в занятие элемент поощрения: дети зарабатывают баллы, звездочки, солнышки.

Психологи советуют взять дополнительных «учеников» — любимые игрушки ребенка, только читать за них придется родителям. Хорошая идея — нарочно делать ошибки, чтобы главный ученик учился их определять и исправлять.

к оглавлению ^

Чтение слов слитно

После того, как слоговое чтение освоено, приступают к слитному. Первыми малыш должен освоить простые слова: МАМА, БАБА, МИЛА. На этом же этапе отрабатываются слова из трех букв: СЫР, РОГ, КОМ. И только потом, когда изучены и закреплены предыдущие этапы, переходят к трехсложных словам: КОРОВА, МОЛОКО, ДОРОГА.

Когда у ребенка стало получаться читать простые слова, переходят к предложениям. МИЛА МЫЛА РАМУ – сложнее предложений пока не дают.

На этом же этапе ребенок учится:

  • делать паузу между словами;
  • интонационно заканчивать предложение;
  • соблюдать ритм.

Родители объясняют своему ученику, что такое знаки препинания, для чего они нужны, как их обозначать при чтении вслух. Обязательно рассказывают о восклицательном и вопросительном знаках. Если темы выразительного интонационного прочтения с учетом знаков препинания оставить «на потом», у ребенка может закрепиться навык монотонного чтения, без пауз и логических интонаций.

к оглавлению ^

Чтение целыми словами

В 90-е годы популярной была методика обучения чтению целыми словами. То есть слово не разбивалось на слоги, а читалось сразу все, целиком. Весомый довод в пользу такой методики – быстрое развитие словарного запаса. Но стоит отметить, что далеко не всем детям такая методика подходит.


Недостатки методики:

  • дети могут выделить из текста знакомые слова, но если менялся шрифт и цвет текста, прочесть знакомое слово им уже не удавалось;
  • длинные слова могут прочесть не все дети;
  • затрудняется анализ слова.

Поэтому наиболее предпочтительным для обучения чтению считается фонетический подход. Сначала изучается звук и его графическое обозначение, потом слог, потом слово, предложение и текст. Многие родители задаются вопросом, как научить ребенка бегло читать. В этом деле самое главное — практика, количество перейдет в качество. Не нужно раз в неделю заставлять ребенка час сидеть над книгой. Лучше половину странички в день, вслух и с удовольствием. Чтение не должно быть наказанием.

к оглавлению ^

Выразительное чтение

к оглавлению ^

Стихотворения

В дошкольном возрасте ребенок особенно быстро запоминает стишки. У него хорошая слуховая память, и это качество нужно использовать. Есть простые приемы, которые подходят для ежедневного применения.

Как учить/читать стихи с ребенком:

  • выучить несколько стихотворений, и по дороге в сад или магазин читать стих ребенку. Довольно скоро он начнет читать его сам, копируя интонации;



  • попросить ребенка прочесть стих на телефон, а потом показать, что получилось. Он будет оценивать свое прочтение, подмечать удачные и не очень места;
  • пока ребенок играет, включать ему аудиозаписи с декларированием детских стихов. Сегодня многие сказки, стихи читают популярные актеры, эти записи несложно найти в интернете.
Очень важно хвалить ребенка, объяснять, в чем его успех,  почему именно у него все получилось. Нельзя сравнивать его чтение с тем, как читают другие – это может отбить интерес к занятиям. Сравнивать можно только с собой.
к оглавлению ^

Рассказы

Можно начать с того же аудиопрослушивания профессионального исполнения детских текстов. Ребенок быстро освоит интонации, и включит их в свой запас приемов выразительного чтения.

При всем этом важно следить, чтобы ребенок четко понимал, о чем он читает. Если это интуитивное, но неосознанное чтение, результаты вверх не пойдут. Важно помнить, что текст нужно анализировать, задавать вопросы по тексту и требовать четких полных ответов.

к оглавлению ^

Методы обучения для дома

Домашнее обучение чтению можно начинать, если у ребенка чистая речь, обширный словарный запас, развиты навыки пересказа. Важно, чтобы ребенок ориентировался во времени и пространстве. Замечательно, если в бытовой речи он употребляет и сложные предложения.

к оглавлению ^

Самостоятельно

Выделяют несколько подходящих методик, по которым дети могут учиться читать с минимальной помощью старших. Методики родители выбирают по своим предпочтениям, но с пониманием того, подходят ли они ребенку.

Популярные методики:

  • Кубики Зайцева. Произносимые слоги вписываются в таблицу, а потом из таблицы переносятся на кубики. Обучение проходит в игровой форме, что очень нравится детям. Они сначала узнают знакомые слоги, а потом соединяют кубики друг с другом для образования слов. Метод считается удачным для обучения деток-левшей.
  • Методика Домана. Основана на механическом запоминании слов, ребенок должен видеть и слышать написанное слово. Как пособие используются специальные карточки, которые нужно показывать по системе, несколько раз в день. Успех — это схема: картинка + написанное слово + произнесенное слово.
  • Методика Тюленева. Для обучения используется специальная азбука МИРР (метод интеллектуального развития ребенка), пособия и карточки. Помимо показа карточки с буквами практикуется печатание на машинке, магнитная азбука и так далее. Тюленев ратует за всестороннее раннее развитие, когда работа начинается еще с грудничком.

И это не все методики. Авторских материалов много, но не все они универсальны. Потому стоит задуматься о помощи репетитора, если это необходимо для ребенка.

к оглавлению ^

С репетитором

Чтение по азбуке и слоговым таблицам – классический вариант обучения чтению с репетитором. Безусловно, есть сразу несколько авторских методик, которые предполагают раннее обучение чтению. Игровое научение может дать результаты даже с детьми средних способностей, но этот путь опасен – могут быть упущенными определенные нормы чтения, анализа слова, и ребенок-школьник будет с трудом воспринимать другие требования к чтению и связанным с ними заданиям.



Поэтому репетиторы предлагают понравившиеся родителям методики, оценивая результаты объективно:

  • если ребенку тяжело – возможно, еще не время учить его читать;
  • если он не запоминает пройденный материал, не стоит спешить, нужно прорабатывать темы дополнительно;
  • если он не узнает пройденные слова, возможно, словарного запаса еще недостаточно.
к оглавлению ^

Для необычных детей

Если ребенок имеет некоторые особенности развития, классические методы могут не дать ожидаемого результата. Например, для ребят с различными формами аутизма обучение чтению предполагает работу в трех направлениях:

  • побуквенное чтение;
  • послоговое чтение;
  • глобальное чтение.

Занятия строятся по принципу чередования трех направлений. И если сам родитель не знает, как научить ребенка-аутиста читать, ему придется осваивать методику сначала самому. Помощь специалиста в этом вопросе обязательна. Если наблюдается задержка в развитии ребенка, важно не только применение специальных методик, но и квалифицированная помощь или хотя бы консультации педагога-дефектолога.

к оглавлению ^

Воспитание любви к чтению

Некоторые родители только и думают, как научить ребенка читать перед школой, чтобы был «не хуже других». Кого-то волнует техника чтения – как научить ребенка быстро читать. Но эти показатели — лишь ответвление темы привития любви к чтению.

Научить ребенка любить читать книги – вот главная задача родителя. И самым заразительным будет собственный пример. Если читают домашние, то и малышу хочется повторять. Если в доме есть книжная полка, а лучше книжный шкаф, а на полках такие привлекательные яркие книги, то рука сама тянется узнать, что там внутри.

Нужно как можно чаще читать ребенку вслух – выразительно, с удовольствием, демонстрируя наслаждение процессом. И это обязательно даст результаты. А вот наказание в виде «будешь читать целый час» сработает против торопливых родителей.

Поделись с другими
Система Orphus


Подпишитесь на обновления по email :
Если Вам понравилась наша статья и Вам есть что добавить, поделитесь своими мыслями. Нам очень важно знать Ваше мнение!

Добавить комментарий