Трёхлетний возраст психологи и педагоги часто называют кризисным и уверяют, что по своей сложности он уступает лишь подростковому периоду. Действительно, 3 года – это именно тот возраст, когда маленький человечек осознаёт себя как личность и заявляет миру о себе. Именно в этот период собственное «Я» малыша выходит на первое место, а его характер при этом очень меняется. В то же время происходят значительные перемены в умственном, физическом и психическом развитии ребёнка. И лишь от его родителей, от их терпения, понимания и стараний зависит то, насколько быстро и в каком направлении пройдут эти перемены.
- Физическое развитие
- Умственное развитие
- Математика
- Развитие речи
- Окружающий мир
- Музыка
- Нервно-психическое развитие
- Навыки самообслуживания
Физическое развитие
В трёхлетнем возрасте ребёнок не так быстро растёт, как раньше, но зато в этот период происходят изменения в пропорциях его тела. Вес мальчиков в 3 года колеблется от 12 до 18,5 кг, а девочек – от 11 до 18,2 кг. Рост мальчиков в этом возрасте может составлять от 90 до 103 см, а девочек – от 88 до 102 см. В этом возрасте дети по-прежнему нуждаются в дневном полуторачасовом сне и десятичасовом ночном отдыхе.
Трёхлетний малыш становится более стройным и ловким, он может выполнять больше различных физических упражнений и обладает большим запасом навыков, нежели год назад. В этом возрасте он должен:
- обладать хорошей координацией движений;
- прыгать на одной или на двух ногах одновременно;
- преодолевать препятствия;
- держать равновесие, перемещаясь по лежащей на полу доске;
- спрыгивать с небольшой высоты;
- ездить на трёхколесном велосипеде;
- уверенно ловить и бросать мяч;
- играть с мячом в различные игры, в том числе в футбол.
Кроме того, в трёхлетнем возрасте ребёнок вполне может начинать осваивать плавание, катание на лыжах и коньках.
Улучшается и мелкая моторика малыша. Так, в трёхлетнем возрасте ребёнок должен:
- уметь разрезать бумагу ножницами;
- лепить из пластилина шарики и «колбаски»;
- повторять простые движения гимнастики для пальчиков;
- рисовать простые линии, кружочки и точки;
- обводить и раскрашивать простые картинки.
Статья о развитии ребенка в 2 года — https://woman-l.ru/chto-dolzhen-umet-rebyonok-v-2-goda/
Умственное развитие
Особенно бурно в трёхлетнем возрасте происходит умственное развитие ребёнка. К трём годам малыш уже полностью понимает речь взрослых, а в его собственной речи появляются предметные обобщения. Трёхлетний ребёнок имеет в запасе до полутора тысяч слов и может свободно выразить свою мысль.
Развивается его логическое мышление и память, он готов учиться и познавать окружающий мир. К этому возрасту ребёнок уже должен иметь первые знания и в области математики, и в познании окружающего мира.
Математика
В норме ребёнок в 3 года должен:
- считать как минимум до трёх и уметь показывать соответствующее количество пальцев на своей руке;
- владеть и пользоваться понятиями: «один» и «много», «одинаковые и «разные»;
- сравнивать количество предметов;
- различать предметы по размеру («большой» или «маленький»);
- различать предметы по ширине («широкий» или «узкий»);
- различать предметы по толщине («толстый» или «тонкий»);
- различать предметы по высоте («высокий» или «низкий»);
- знать основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник) и показывать предметы похожей формы;
- сравнивать предметы по их величине, цвету и форме.
Развитие речи
В норме ребёнок в 3 года должен:
- говорить простыми, но грамматически оформленными фразами;
- согласовывать в своей речи слова в роде, падеже и числе;
- правильно отвечать на поставленные вопросы;
- правильно пользоваться предлогами: «в», «под», «на», «за»;
- употреблять в своей речи предложения с однородными членами;
- уметь описывать предложенную картинку двумя-тремя предложениями (кто изображён на картинке, что он делает, какие у него части лица или тела и т.д.);
- знать и уметь называть различные действия (мальчик сидит, девочка поёт, рыбка плывет и т.д.);
- знать названия окружающих предметов: посуды, игрушек, мебели, одежды, обуви и т.д.;
- называть по одному главному признаку каждого предмета.
Развитие ребенка в 4 года его жизни — https://woman-l.ru/chto-dolzhen-umet-rebyonok-v-4-goda/
Окружающий мир
В норме ребёнок в 3 года должен:
- знать и называть своё имя и свою фамилию;
- называть имена родственников и друзей из числа его ближайшего окружения;
- знать названия и отличать 3-4 дерева;
- знать названия и отличать 3-4 вида цветов;
- иметь представления об овощах и фруктах, о ягодах и грибах;
- знать названия диких и домашних животных;
- знать названия детёнышей животных (зайчонок, жеребёнок и т.д.)
- знать названия 3-4 птиц;
- знать названия 3-4 насекомых;
- знать названия 3-4 рыб;
- знать обобщающие слова и уметь по ним находить предметы (показывать игрушки, обувь, посуду, мебель и т.д.);
- различать времена года;
- знать и различать времена суток (ночь, утро, день, вечер);
- знать и различать явления природы (дождь, снег, солнце, ветер, мороз, радуга);
- знать и называть основных 6 цветов;
- называть существенные детали и части знакомых предметов, материалы, из которых они изготовлены.
Музыка
В норме ребёнок в 3 года должен:
- уметь копировать некоторые звуки;
- ритмично двигаться под разную музыку;
- управлять силой своего голоса (говорить громко или тихо);
- иметь общее представление о звуках окружающего его мира (шуме воды, пении птиц, шуме машин, звуках животных, насекомых и т.д.).
Нервно-психическое развитие
В трёхлетнем возрасте значительно возрастает и улучшается мышление малыша, его память, восприятие и внимание, т.е. основные психические функции.
В норме трёхлетний малыш должен:
- концентрировать своё внимание на выполнении задания в течение 5 минут не отвлекаясь;
- выполнять поручения из 3-4 действий (поставь, отнеси, принеси и т.д.);
- выполнять задания по представленному образцу;
- удерживать в поле своего зрения 3-4 предмета;
- находить 3-4 отличия между указанными предметами;
- находить 2 похожих предмета;
- знать название, местонахождение и предназначение основных окружающих его предметов;
- уметь запоминать 3 или 4 картинки;
- по наводящим вопросам рассказать содержание картинки по памяти;
- знать наизусть несколько четверостиший;
- повторить с помощью взрослого небольшую прочитанную сказку;
- вспомнить и уметь рассказать, что он делал на протяжении дня;
- складывать картинку из 3-4-х частей;
- находить простые связи между явлениями и предметами;
- находить и уметь объяснить несоответствия на картинках (лишний предмет и др.);
- находить различия и сходства между различными предметами.
Навыки самообслуживания
Трёхлетний малыш – вполне самостоятельный маленький человечек, готовый к посещению детского сада. В этом возрасте он должен уметь:
- одеваться самостоятельно или с небольшой помощью взрослого;
- раздеваться и складывать свою одежду перед сном;
- застёгивать пуговицы;
- завязывать шнурки;
- умываться;
- мыть руки с мылом и вытираться полотенцем;
- пользоваться носовым платком;
- вытирать ноги перед входом в дом;
- аккуратно кушать, правильно пользуясь столовыми приборами;
- пользоваться салфеткой;
- говорить слова вежливости: благодарить, здороваться, прощаться.
Взрослые по-прежнему остаются для трёхлетнего малыша главным предметом подражания, так что его обучение основным правилам гигиены и самообслуживания напрямую связано с личным примером родителей.