Двухлетний малыш – вполне самостоятельный, очень любознательный, активный, часто импульсивный и неимоверно забавный маленький человечек, со своим характером, привычками и даже собственным мнением.
В этом возрасте детки довольно много знают, умеют и понимают. Но родители должны осознавать, что развитие их двухлетнего малыша напрямую зависит от них самих, от их внимания, терпения, занятий с собственным ребёнком. Не менее важно также знать, что именно должен уметь ребёнок в двухлетнем возрасте, и какими навыками должен обладать.
Физическое развитие
В среднем, вес двухлетних мальчиков колеблется от 11 кг до 14 кг 500 г, а вес двухлетних девочек – от 10 кг 800 г до 14 кг. Рост в этом возрасте может составлять у мальчиков от 84 до 93 см, а у девочек от 84 до 90 см.
Двухлетние детки очень активны и подвижны, они обожают различные подвижные игры, много бегают и прыгают.
В норме двухлетний ребёнок должен уметь:
- уверенно чередовать шаг;
- маршировать;
- изменять темп ходьбы;
- начинать осваивать велосипед;
- бегать;
- ходить задом наперёд;
- подниматься на цыпочки;
- без посторонней помощи подниматься по лестнице вверх и спускаться вниз, становясь на каждую ступеньку поочерёдно и придерживаясь за перила;
- ударять по мячу ножкой;
- пытаться бросать и ловить руками мяч;
- прыгать на двух ногах;
- стоять на одной ножке;
- без поддержки перешагивать через верёвку или палку, приподнятую на 10-15 см над полом;
- перепрыгивать через невысокое препятствие, лежащее на земле.
В этот период совершенствуется моторика рук ребёнка и координация движений. Благодаря развитию в этот период кисти рук и пальчиков, двухлетний малыш легко собирает пирамидки и с удовольствием играет кубиками и конструктором, складывает матрёшек, переворачивает страницы в книге и даже может правильно держать в своей маленькой ручке карандаш.
Кстати, развитие моторики рук напрямую связано с умственным развитием двухлетних малышей, так что такие занятия способствуют и его интеллектуальному развитию, и особенно развитию речи.
Умственное развитие
Следует сказать, что к двум годам ребёнка ждёт настоящий интеллектуальный прорыв, ведь к этому возрасту он способен понимать значение не только названий предметов, но и абстрактные вещи. Двухлетнему ребёнку вполне понятны значения таких слов, как: «потом», «позже», «раньше», «другой», «больше», «меньше». Он способен отличать животных от игрушек, живой мир от неживого. Развиваются его память и воображение, совершенствуется речь. Так, к своему второму дню рождения ребёнок умело владеет словарным запасом, состоящим из 200-300 слов, с помощью которых он способен доносить до взрослых свои мысли.
Кроме того, к двухлетнему возрасту ребёнок должен уметь:
- пользоваться короткими фразами и простыми предложениями из трёх слов, употребляя в речи прилагательные и местоимения;
- употреблять предметы по их прямому назначению: рисовать карандашом, копать песок совком, есть кашу ложкой и т.д.;
- читать наизусть детские стихи;
- различать 3-5 контрастных цветов;
- подбирать предметы по цвету и размеру;
- сопоставлять предметы по форме;
- складывать картинку из 2-х элементов;
- строить башню или дом из 4-6 кубиков;
- разрезать бумагу, удерживая ножницы в одной руке;
- рисовать вертикальную линию.
Нервно-психическое развитие
На третьем году жизни, параллельно с физическим и умственным развитием, совершенствуются и психические функции ребёнка – восприятие, мышление, память и внимание. Повышается работоспособность его нервной системы, увеличивается выносливость малыша, а период активного бодрствования увеличивается до 6-7 часов в сутки. Кроме того, к двум годам у малыша устанавливается право- или леворукость.
Это период формирования личности маленького человечка, модели его дальнейшего поведения, и на этом этапе роль родителей сложно переоценить. Именно от поведения родителей, их занятий с ребёнком зависит его психическое развитие, становление его как личности. В этом возрасте ребёнку пора объяснять элементарные правила поведения, рассказывать о том, что такое «хорошо», а что такое «плохо», поощрять его за хорошее поведение и наказывать за плохое.
В то же время необходимо контролировать собственное поведение, ведь двухлетний малыш полностью копирует модель поведения окружающих его взрослых, вплоть до походки и особенностей речи, так что учить ребёнка поступать правильно и при этом на его глазах совершать неправильные поступки – просто не допустимо.
В норме к двухлетнему возрасту ребёнок должен:
- осознавать собственное «я» и узнавать себя в зеркале;
- узнавать и называть всех своих родственников;
- понимать, за что его могут похвалить, а за что поругать;
- выполнять просьбу, состоящую из 2-3 действий (например: «подойди к стулу, сядь на него, возьми в руки чашку»);
- реагировать на музыку или ритм, покачиваясь или приседая в такт;
- понимать короткий рассказ о знакомых ему ранее событиях без иллюстраций;
- играть в сюжетные и ролевые игры;
- воспроизводить в игре ряд простейших логических действий;
- проявлять интерес к рисованию;
- хорошо ориентироваться в пространстве.
Навыки самообслуживания
В двухлетнем возрасте малыш стремится к самостоятельности. Поддерживайте его в этом. Давайте своему ребёнку максимум свободы и учите его элементарным навыкам самообслуживания. Вполне нормально, если в возрасте двух лет ребёнок самостоятельно или с вашей незначительной помощью:
- умывается;
- моет и вытирает руки;
- ходит на горшок и обязательно просится в туалет;
- чистит зубы;
- причёсывается;
- одевается и раздевается полностью или частично;
- застёгивает пуговицы;
- обувает обувь без шнурков;
- пьёт из чашки и стакана;
- аккуратно ест, умело пользуясь ложкой и даже вилкой;
- открывает и закрывает дверь.
В принципе, двухлетний ребёнок способен и на большее, при условии, что вы будете заниматься с ним и уделять достаточное количество времени и внимания.