Первые три месяца – самый сложный адаптационный период в жизни младенца и его родителей, период привыкания к жизни в новых условиях, период налаживания взаимоотношений и понимания друг друга. К возрасту трёх месяцев и у малыша, и у его родителей налаживается определённый режим и распорядок жизни. К этому возрасту младенец становится более активным, быстрыми темпами развивается и физически, и умственно, и эмоционально, а родители каждый день с радостью замечают новые навыки и умения своего любимого чада.
Физическое развитие
На третьем месяце своей жизни ребёнок растёт и развивается не менее бурно, чем в предыдущие два. Интенсивное развитие всех его органов и систем не снижает темпов.
В норме прибавка малыша в весе за третий месяц жизни должна составить от 700 до 800 грамм, при этом рост младенца увеличивается в среднем на 2,5-3 см. Таким образом, по средним показателям, к трём месяцам вес ребёночка увеличивается приблизительно на 2 кг, и должен составлять от 5,2 до 6 кг. Рост трёхмесячного ребёнка в норме колеблется в пределах от 55 до 62 см.
Объём головки за третий месяц жизни у младенцев увеличивается на 1 см и составляет в среднем 38-41 см. Увеличивается примерно на 1-1,5 см и объём грудной клетки. В три месяца он должен составлять около 39-41 см.
Продолжается и укрепление опорно-двигательного аппарата младенца, однако его кости остаются ещё довольно хрупкими, поэтому родителям нужно быть очень осторожными в обращении со своим трёхмесячным ребёночком. Не рекомендуется в этом возрасте туго пеленать или часто и долго высаживать – всё это может привести к серьёзной деформации слабых детских костей. В то же время специалисты настоятельно рекомендуют укреплять мышечный корсет трёхмесячных малышей. С этой целью необходимо делать ежедневный массаж (но не более 10 минут подряд), выполнять с ребёночком простые физические упражнения. Особенно это важно, если физическое развитие ребёнка не соответствует норме.
Так, в 3 месяца ребёнок должен:
- лёжа на животике, опираться на локти и ручки, слегка приподнимая грудную клетку;
- в положении лёжа приподнимать головку на 45° и, опираясь на локти, удерживать её в течение 15 сек.;
- уверенно удерживать головку в вертикальном положении;
- в вертикальном положении поворачивать головку в разные стороны, реагируя на звуки или движение;
- «подтягиваться» на ручках;
- пытаться сесть, если слегка потянуть его вперёд за ручки;
- пытаться поддерживать головку на одном уровне с телом в момент высаживания;
- пытаться опереться на ножки в момент их касания твёрдой поверхности;
- тянуться к интересующим его предметам и уверенно удерживать их;
- пытаться исследовать все доступные предметы, включая собственные ручки, затягивая их в ротик;
- открывать ладошки (это говорит об исчезновении безусловного хватательного рефлекса);
- в положении лёжа поворачивать головку и отводить взгляд в сторону интересующего предмета или звука;
- согласовывать движения головки и глазок;
- следить взглядом за медленно движущимся или висящим без движения ярким предметом;
- переворачиваться на бочок из положения лёжа, для того чтобы лучше рассмотреть то, что его заинтересовало;
- с помощью ручек исследовать своё лицо и тело.
В трёхмесячном возрасте движения малыша становятся всё более осознанными и разнообразными, а гримасы и действия приобретают смысл.
Умственное развитие
Что касается умственного развития, то трёхмесячный ребёнок в норме должен:
- узнавать родителей и других членов семьи;
- ориентироваться в пространстве знакомой ему комнаты;
- взглядом продолжать траекторию движения предмета, который вышел из поля его зрения;
- выделять речь среди других звуков;
- приостанавливать питьё или процесс принятия пищи при возникновении необычных звуков;
- меньше плакать и больше осознанно улыбаться;
- демонстрировать память, ожидая предполагаемые действия (например, ждать время кормления и радостно реагировать на него, в том числе причмокиванием, активными движениями ручек и ножек, улыбкой);
- стараться привлечь к себе внимание с помощью различных звуков;
- различными звуками сообщать о своих потребностях;
- гулить в ответ на разговор с ним, пытаться вести «диалог с взрослым»;
- пытаться произнести гласные звуки типа «ау», «аы», «ыы», а также присоединять к ним согласные «г», «н», «к». Получается что-то типа «гыы», «ныы» и т.д.
Важным скачком в развитии трёхмесячного малыша является то, что он начинает понимать причину и следствие своих действий и поступков. Например, если заплакать – тогда подойдёт мама, если достать ручкой погремушку – она зазвенит. Всё это помогает ребёнку адаптироваться в окружающем его мире, способствует его интеллектуальному и социальному развитию.
Эмоциональное и социальное развитие
Эмоциональное и социальное развитие ребёнка в трёхмесячном возрасте проявляется наиболее ярко. Родители и раньше видели, что ребёнок их узнаёт и по-своему реагирует на их присутствие и внимание. Но в возрасте трёх месяцев ребёнок проявляет свои эмоции более активно. Теперь он может не только мило улыбаться, но ещё и смеяться! Да-да, именно в этом возрасте вы можете услышать от своего любимого чада настоящий заливистый смех в ответ на положительные эмоции и приятные ему прикосновения.
Общение с младенцем будет приносить вам всё большее удовольствие, ведь трёхмесячный малыш способен выражать свои чувства не только улыбкой и плачем, как это было раньше, но и своеобразной мимикой, и различными звуками, и движениями, и жестами. В этом возрасте он уже начинает капризничать, обижаться, смущаться и даже кокетничать. Ему становятся доступными вся гамма человеческих чувств и способы их выражения. Ребёнок впервые может проявлять свой характер.
Он всё больше требует общения с людьми и предпочитает общению с игрушками или предметами живое общение. Он радостно реагирует на знакомых ему людей и настороженно на чужих, любит контакт «глаза в глаза».
В то же время трёхмесячный малыш способен в течение 10-15 минут обходиться без мамы, спокойно созерцая висящие над кроваткой игрушки или рассматривая свои пальчики. В его поведении всё больше доминирует спокойное и веселое состояние в период бодрствования. Он с удовольствием изучает окружающий его мир и всё, что происходит вокруг, так что родителям нужно как можно больше времени проводить с малышом в этот период, разговаривать и общаться с ним, выражая различные эмоции, показывать интересные предметы и выполнять домашнюю работу у него на глазах.